Содержание
«Как выбрать сабвуфер в машину (авто)» вопрос для тех кто любит слушать качественную музыку и только начал задумываться на этом. Ведь качественный звук нельзя прочувствовать без качественной передачи низких частот. И в большинстве своем, штатная акустика, которую устанавливают в авто по умолчанию, с этой задачей не справляется. И перед автолюбителями возникает задача выбора качественного сабвуфера.
Как выбрать сабвуфер в авто?
Как выбрать сабвуфер в авто знает не каждый, ведь имеется сабвуфер не у всех водителей автомобиля, но представление о его внешнем виде есть у каждого — большой динамик, который может занимать половину багажника, а иногда и весь. Почему сабвуфер должен быть большим? Строго говоря, для качественной передачи низких частот огромный размер диффузора не нужен, ведь хорошие наушники могут передавать низкие частоты во всем богатстве, несмотря на размер диффузора в десятки раз меньший, чем у сабвуфера. Проблема – в звуковом давлении, создаваемом колонками. Создать звуковое давление в маленьком объеме между ухом и наушниками несложно, другое дело, когда речь идет хотя бы об объеме воздуха внутри автомобиля. И тут чем ниже частота, тем медленнее движется диффузор и тем сложнее создать им необходимое звуковое давление. У диффузора с маленьким диаметром должен быть очень большой ход, чтобы с увеличением громкости звуковое давление на нижних частотах оставалось тем же, что и на высоких – чтобы «низы не проседали». А если музыку хочется слушать очень громко, да еще и с усиленными басами, то уже никакой стандартный динамик не справится – нужно увеличение размера диффузора.
Из за чего же многие небольшие сабвуферы стоят дороже больших? В чем же разница между дорогими и дешевыми моделями, кроме мощности? Давайте разберемся.
На цену в первую очередь влияют мощность, звуковое давление, и размер (чем меньше, тем дороже без потери мощности и давления). Характеристики взаимоисключающие, вот почему, чем ближе производителю удается приблизить свой продукт к идеальному, тем более качественные и материалы и инженерные конструкции в нем применяются.
Качество звучания: в стремлении получить большую мощность многие изготовители совсем забывают про качество — а оно требует использования хороших материалов диффузора и корпуса сабвуфера.
Характеристики сабвуферов (плюсы и минусы). Активные и пассивные сабвуферы.
Активные сабвуферы
По типу сабвуферы делятся на активные и пассивные. Давайте разберемся в чем разница. Итак, активный уже включает в себя усилитель и может быть подключен к аудиосистеме. Ключевой плюс активного сабвуфера то что изготовитель подобрал уже к нему оптимальный по всем характеристикам усилитель, и вам не придется ломать над этим голову. Из минусов это, в большинстве своем, 1-канальный усилитель, и, если вам нужно собрать качественную акустическую систему с нуля, все равно придется покупать еще один усилитель. Однако самый весомый минус таких сабвуферов то что производители частенько на нем экономят и вы не знаете как он будет работать. Вот почему, когда вам нужен качественное и громкое звучание, при приобретении активного сабвуфера не стоит экономить.
Но и у дорогих моделей желательно выяснить частотные характеристики усилителя: АЧХ (амплитудно-частотную характеристику), коэффициенты искажений, параметр сигнал-уровень шума и др. Когда в руководстве по эксплуатации сабвуфера данная информация отсутствует, то, большая вероятность, что производитель сэкономил на усилителе, и качество сигнала на выходе не лучшее. Кроме этого, активные сабвуферы (при других одинаковых характеристиках) обычно отличаются большими размерами, чем пассивные, ведь в одном корпусе с ним находится и усилитель.
Пассивные сабвуферы
Пассивный сабвуфер не имеет встроенного усилителя. Соответственно его необходимо будет подбирать самому. Минусы и плюсы такие же как и в активных сабвуферах.
Однако, если вы желаете собрать хорошую аудиосистему — пассивный сабвуфер здесь явно предпочтительнее. И как вы поняли устанавливать такой сабвуфер тяжелее, чем активный.
Номинальная и максимальная мощность сабвуфера.
Различают номинальную и максимальную мощность сабвуфера. Не важно какое количество ватт написано на упаковке или корпусе продукта, обязательно следует выяснить, какова его номинальная мощность – та, на которой он будет работать 1 час без всякого повреждения. Данной мощностью нужно оперировать при выборе сабвуфера, так как обычной процедуры измерения максимальной мощности нет.
Максимальная мощность — мощность кратковременного звукового колебания (сигнала), которую сабвуфер без повреждений может выдержать. Поэтому в случае когда максимальная мощность сабвуфера меньше, чем максимальная мощность усилителя, не следует слушать музыку на максимальной громкости — а также музыку с резкими и затяжными перепадами громкости.
Какая должна быть мощность у усилителя относительно мощности сабвуфера?
Здесь мнения расходятся, однако все варианты имеют место быть.
Чтобы звук был чистым мощность усилителя должна быть больше мощности сабвуфера. Но при таком сочетании нужно не забывать о том, что максимальную мощность на сабвуфер передавать запрещено.
Соотношение, при котором усилитель слабее чем сабвуфер, при оптимальной настройке акустики, считается более безопасным. Однако усилитель при большой нагрузке может перейти в режим «клиппинга» и выдавать на выходе сигнал высокой частоты и высокой мощности, который очень опасен для динамиков. Первым признаком «клиппинга» усилителя являются посторонние шумы щелчки, хрип, которые вы услышите при работе сабвуфера. Но, зачастую, из-за громкого звучания владелец авто зачастую не слышит этого, пока не сломается сабвуфер. Правильно работающая защита от перегрузки усилителя, настройка его чувствительности и фильтров, наличие фильтра или внешнего кроссовера между усилителем и сабвуфером – могут обезопасить динамик от воздействия «клипа», но это требует правильного подбора комплектующих и их настройки.
Импеданс или входное сопротивление сабвуфера
Должен в точности поддерживаться усилителем. Если включить сабвуфер с импедансом 4 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 8 Ом, то усилитель может перегореть из-за увеличения тока в 2 раза. В обратном случае, если соединить, например, сабвуфер на 4 Ом к выходу, с сопротивление 2 Ом, то звучание станет намного тише, чем при корректном подключении.
В случае когда к сабвуферу можно подключить 2 динамика с мин. входным сопротивление 2 Ом, то при соединении типа «мост» мин. импеданс подключаемого сабвуфера становится 2 раза больше, другими словами меньше 4 Ом подключать запрещено.
Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают сразу два сабвуфера. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения.
Диаметр динамика.
Мнение, чем больше диаметр, тем лучше ошибочно. Этот параметр нужно рассматривать только вместе с мощностью и чувствительностью.
Когда перед вами стоит выбор между 2 сабвуферами с одинаковыми мощностью и чувствительностью с одинаковым диаметром то лучше приобрести тот, который меньше.
Однако, наибольшим диаметром обладают преимущественно сабвуферы с большой мощностью и чувствительностью. Но объем машины не так уж и велик и для создания хорошего звукового давления динамика в десять дюймов может вполне хватать. Но что, если вы планируете использовать аудиосистему машины как мобильную аудиосистему для звучания на открытом воздухе? Ведь требования к звуковому давлению вырастут в разы. В этом случае и понадобятся диффузоры в 12-16 дюймов и более, конечно же с соответствующей мощностью.
Материалы изготовления корпуса сабвуфера
Как выбрать сабвуфер в авто и не учесть материалы корпуса?В этом вопросе опять мнения разходятся.
Одни, говорят что лучше дерева ничего быть не может, другие отдают предпочтение фанере, обшитой карпетом или войлоком. При этом множество изделий производится из МДФ и пластика.
А вообще, главное назначение корпуса сабвуфера любой из конструкций — поглощение «лишних» звуков, поэтому чем выше звукопоглощающие характеристики материала, тем лучше он подходит для корпуса сабвуфера.
Жесткость материала тоже стоит учитывать, особенно в коробах типа «герметичный закрытый ящик».
МДФ и ДСП из-за большой плотности и низким резонансным качествам отлично подходят для любого вида сабвуферов, дерево и плотная фанера 12 мм похуже. А еще хуже с этим справляются металл (например алюминий). Вот почему необходимо, чтобы подобного рода корпуса были обшиты войлоком или иным звуко и вибропоглощающим материалом (со всех сторон). Другая причина, по которой металл не самый лучший вариант корпуса то, что он может начать резонировать и чистого звука вам не услышать в таком случае. Есть изготовители (например, Bell-Audio) которые иcпользуют в корпусах специальный многослойный пластик, но корпуса из обычного пластика с не самыми хорошими показателями встречаются в разы чаще, вот почему от покупки сабвуфера большой мощности в пластиковом корпусе лучше отказаться.
Чувствительность – говорит о том, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1 Вт на расстоянии 1 м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.
Тип корпуса. Все виды корпусов выполняют одну функцию: что делать со звуком, генерируемым за диффузором. Этот звук генерируется в противофазе основному, и, смешиваясь с основным, гасит основной из-за свойства длинных звуковых волн огибать препятствия (в случае отсутствия корпуса).
Закрытый ящик – самый простой из видов корпусов. Глушит звук за диффузором, в результате того что внутренности герметичного ящика обклеены звукопоглощающим материалом. Также из-за герметичного корпуса за диффузором образовывается воздушная подушка, которая сглаживает быстрые движения диффузора и позволяющая выдержать немалую мощность.
Плюсы – просто, дешево и высокая устойчивость к сильным нагрузкам. Минус – большая часть мощности тратится «вхолостую»: звук за диффузором только глушится, поэтому при сабвуферы в таких корпусах звучат тише, если сравнивать с другими такой же мощности.
В фазоинверторном корпусе есть отверстие, расстояние от которого до динамика выбрано таким образом, чтобы волна звука с задней стороны диффузора доходила до отверстия в той же фазе, что и с другой стороны. Звук уже не глушится, а мощность тратится эффективнее.
Минус — искажение звука при отклонении длины волны от расчетной. Также, динамики в подобных коробах больше подвержены повреждениям при сильных нагрузках – это очень актуально, если на усилителе отсутствует фильтр сверхнизких частот.
Короб band-pass сочетает в себе герметичный и фазоинверторный. Различия с предыдущими корпусами следующие: этот корпус работает как полосный фильтр – лучшее звучание у тех частот, длины волн которых близки к расстоянию от динамика до отверстия. Данное инженерное решение применяется для увеличения глубины баса у сабвуфера с небольшой чувствительностью. Кроме того, такой корпус существенно больше, чем герметичный или фазоинверторный.
Минимальная и максимальная частота, воспроизводимая сабвуфером
Частоты, на которых у динамиков среднего диапазона сильно падает давление звука, находятся в диапазоне ниже 100 Гц. Вот почему максимальная частота динамика должна быть не ниже этого значения. И не редко она бывает прилично выше — благодаря НЧ-фильтру можно настроить уровень среза самостоятельно. И он должен быть на любом активном «сабе» или сабвуферном усилителе. Какую именно частоту установить зависит от свойства акустической системы и личных предпочтений каждого, но общий принцип такой – давать сабвуферу только то, с чем не справляется остальная аудиосистема.
Минимальная частота – параметр более важный. Если она выше 35 Гц, то ждать от сабвуфера выдающихся «низов» не стоит – он их просто не сможет воспроизвести.
Варианты выбора.
Для простой и быстрой установки сабвуфера в имеющуюся аудиосистему обратите внимание на активные сабвуферы по цене от 5000 до 10000 рублей. Но будьте осторожны с моделями из нижней части ценового диапазона – риск, что в них стоят низкокачественные усилители, достаточно высок.
Для подключения сабвуфера к имеющемуся усилителю по схеме «мост» делайте выбор между пассивными 4-Омными сабвуферами (многие усилители подобраны именно на такой импеданс при соединении сабвуфера по типу»мост»). Он обойдется вам в 5000-10000 рублей
Если вам нужен сабвуфер, места в машине практически нет, посмотрите на компактные модели, помещающиеся под сиденьем водителя авто. Такие модели стоят недешево: от 6000 до 25000 рублей, зато очень экономят место. Однако, мощность их мала и оглушать громким звуком окружающих уже не сможете.
И, в случае, если вам нужен сабвуфер, способный накрыть басом целый район, выбирайте среди мощных моделей с большим диффузором и чувствительностью. Это обойдется вам в 4300-50000 рублей. Желаем вам успехов вам при выборе «сабвуфера».
Как выбрать сабвуфер в авто (машину) вам также подскажут на официальном сайте магазина «Навигатор» по ссылке https://navigatorhm.ru/index.php?route=product/category&path=179_124